МОСКВА, 20 февраля 2019 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвящённого теме предпринимательства.
К предпринимательству в России подавляющее большинство граждан (89%) относятся положительно (по сравнению с 2009 г. отмечается существенная положительная динамика), доля негатива составляет лишь 6% (против 13% в 2009 г.), показывают данные ежедневного опроса «ВЦИОМ-Спутник».
Несмотря на то, что в возможность ведения честного бизнеса в нашей стране большинство россиян (62%) по-прежнему не верят, в сравнении с 2007 г. ситуация выглядит куда более оптимистично: доля скептиков снизилась с 69%, а доля положительных ответов выросла с 21% до 34%.
Главными препятствиями к началу своего дела в нашем обществе считаются большие налоги (25%) и бюрократия (22%), а также серьёзные финансовые затраты в целом (16%), коррупцию (9%), административные барьеры (8%) и др.
Уровень предпринимательской активности меняется: сегодня доля желающих открыть свой бизнес составляет 25%. А оценивающих подобную перспективу как нежелательную - 63%. В то же время уже 10% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес (в 1991 г. - 2%). Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины (14%), 45-59-летние (16%), с высшим образованием (13%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (17%).
Данные исследования комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Фёдоров:
«Сомнения в том, возможно ли в современной России вести честный бизнес, пока не преодолены. Но отношение к предпринимательству как профессии, к его социальным эффектам стало существенно лучше, чем прежде. Особенно ярко позитивный тренд характеризует отношение россиян к малому и среднему бизнесу. Вероятно, надежды на помощь и поддержку государства в нынешних условиях настолько ослабли, что развитие предпринимательства видится не таким уж фантастичным способом улучшения экономической ситуации в стране. Осталось, по мнению респондентов, только побороть высокие налоги и бюрократию...»
Всероссийский инициативный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведён 16 февраля 2019 г. В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объёмом 1 600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Комментарии