Пунктом 31 части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" определена обязанность полиции принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом.
Как известно, 1 июля 2020 года пройдет общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
В период проведения выборов деятельность подразделений полиции отличается от реализации функций охраны собственности, несения службы в обычных условиях, поскольку возрастает вероятность возникновения кризисных ситуаций.
К кризисным ситуациям относится: насильственные действия в отношении сотрудников ОВД, членов избирательных комиссий, кандидатов в депутаты (захват их в заложники), террористический акт, обнаружение взрывоопасных предметов (взрывных устройств) или предметов, подозрительных в отношении взрывоопасности, происшествия и аварии систем жизнеобеспечения на избирательных участках или объектах их жизнеобеспечения, нападение на избирательные участки или угроза наступления вышеуказанных последствий в результате совершения преступлений и иных правонарушений.
Вместе с тем, нарушения избирательных права в той или иной форме происходят повсеместно. Как показывает практика, имеются факты, когда в день, предшествующий дню голосования, избирателям раздаются агитационные печатные материалы (листовки, буклеты); также возникают ситуации, при которых организованные группы граждан в день голосования образуют около дверей здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка, всевозможные препятствия, не пускают избирателей внутрь здания для голосования.
При выявлении какого-либо правонарушения или преступления в области нарушения избирательного законодательства сотрудник полиции незамедлительно принимает меры по его пресечению, задержанию виновных лиц и сообщает о данном факте в дежурную часть органа внутренних дел, председателю участковой избирательной комиссии.
Вместе с тем, важнейшей задачей органов внутренних дел в рамках реализации предоставленных полномочий является обеспечение безопасности работы участковых избирательных комиссий.
В этих целях реализуется определенный комплекс мер. Дополнительно по согласованию с председателем участковой избирательной комиссии после поступления в комиссию избирательной документации определяется местонахождение сотрудника полиции. В ночь перед днем голосования при заступлении на дежурство сотрудника полиции помещение обследуется кинологом со служебной собакой. Ночное дежурство осуществляется путем периодического обхода и осмотра охраняемого помещения (помещений) участковой избирательной комиссии.
В случае возникновения внештатных ситуаций за пределами охраняемого помещения участковой избирательной комиссии (на территории около здания) сотрудник полиции, не покидая охраняемого помещения, незамедлительно сообщает об этом в дежурную часть, ставит в известность о происшествии председателя участковой избирательной комиссии.
При этом важно понимать, что сотрудник полиции не вмешивается в избирательные процедуры, не проводит консультирование избирателям по реализации ими избирательных прав. При возникновении подобного рода вопросов он сопровождает избирателя к должностным лицам участковой избирательной комиссии.
Кроме вышеперечисленного, сотрудник полиции обеспечивает безопасность и защиту иных участников избирательного процесса, имеющих право присутствовать в день голосования в помещении участковой избирательной комиссии, в помещении для голосования в соответствии с пунктами 1, 3 и 11 статьи 30, пунктом 9 статьи 68 Федерального закона об основных гарантиях.
В заключение следует отметить, что ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах предусмотрена Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан РФ», Уголовным кодексом РФ, главой 5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, а возложение на полицию обязанностей по обеспечению правопорядка, безопасности и защиты избирательных прав граждан России следует признать одной из гарантией реализации таких прав.
Елецкий ЛО МВД России на транспорте призывает граждан соблюдать законность и порядок в ходе осуществления своих избирательных прав, уважать права других граждан, быть бдительными и внимательными.
Комментарии