Итак, третий номер «ПМ» за 2020-й год в киосках Роспечати. Есть ли в нем нечто, что затронет душу самого взыскательного читателя?
Думаю, не ошибусь, если назову в первую очередь две поэтические подборки: Тамары Романовой и Эммы Меньшикой. Оба автора – ветераны литературы, и марку свою привыкли держать всегда высоко, пример чего – эти стихи. «Где взять слова, когда уводит жизнь бесстрастно,/ когда стремится вдаль ее река,/ которую, как и любовь, держать напрасно/ в размытых временем усталых берегах?» - спрашивает Меньшикова. И ей как бы по-своему вторит столь же умудренная возрастом Романова: «Чего искала в жизни бренной,/ к чему взывала в час беды, /ходила ли тропою верной,/ оберегаясь суеты?» А мы, перечитывая эти строки, как бы листаем по очереди их в чем-то схожие судьбы. переживаем за обеих и восхищаемся ими, сумевшими сохранить свой столь нужный людям талант…
В антологии двух стихотворений (они в традиционном стиле, для которого образность и рифма, выверенные точные размером, - главное, выступают Виктор Ширяев, Илья Кривоносов, Геннадий Сушков, Виктор Лебедев, Светлана Аксенова. В традиционной манере и подборка молодой поэтессы Татьяны Покачаловой, впервые выступающей в «ПМ». А вот выпускница литературного института имени Горького, талантливая прозаик Анна Харланова ищет себя (и уже не впервой) в некой якобы авангардной поэзии, которой очень трудно восхититься. Да что восхититься, разглядеть толком у Харлановой что-то трудно. Например: «Минуты-рыбки весело блестят, / их солнце тихо трогает за спины/ соленые - щекочет их шутя./ Во мне никак обида не остынет». Как ни удивительно, поклонники у такого «творчества» находятся не только у «ПМ» (в его третьем номере, помимо Харлановой, опубликовался Александр Лошкарев, тоже ищущий себя в нетрадиционной поэзии), но и некоторых других толстых литературных журналах, это становится сейчас даже какой-то модой. Так что, нам, традиционалистам, приходится либо негодовать, либо мириться с подобными литературными поисковиками, полагаясь на то, что они сами придут рано или поздно к извечной литературной форме или внесут в новизну то, перед чем не устоят и самые требовательные читатели!
Что касается прозы, то тут поиск в «ПМ» не выходит из нормальных границ. С небольшими рассказами выступают пробующие свои силы в литературе Михаил Коноплев («Черномор и Люся»), Наталья Мекаева («Витек- Фыркач») и опытные прозаики Валентин Баюканский («Отель судьбы») и Федор Ошевнев («Адюльтер). А вот краевед Сергей Юров предоставил на страницы «ПМ» журнальный вариант романа- ретродетектива «Убийство в имени Отрада». Читается он с интересом.
Во второй тетради журнала местных читателей вполне вероятно привлекут воспоминания елецких авторов: Андрея Коннова о Ельце его детства, а Алексея Колядова - о поэте Анатолии Нестерове, ныне переехавшем на жительство в Воронеж. Ольга Тулинова посвятила исследование «Со своей музыкой прозаического письма» 150- летию нашего земляка Нобелевского лауреата И.А Бунина, 150-летие которого мы очень скромно отметили 9 октября. Юбилею Бунина в журнале посвящены также материалы становлянского поэта Юрия Макарова и доктора филологических наук из Орла Алексей Кондратенко.
В журнале помещены также рецензии Владимира Богданова на сборник о липецкой драматургии Валентина Баюканского и Татьяны Двуреченской о романе Татьяны Щегловой «Барин ХХ1 века»
Ну и в заключение с болью в душе сообщаю об уходе из жизни в августе этого года одного из старейших липецких писателей Александра Владимирова. Ему посвящена в номере статья литературного критика Исаака Розенфельда «Вернись на родину, душа». В ней очерчен долгий и плодотворный путь Владимирова в отечественной литературе.
Алексей СЛОБОДСКОЙ
Комментарии