Иногда танец может выразить то, что бессильно сказать слово. Особенно, если этот танец — балет. Среди артистов мирового уровня немало уроженцев Липецкой области. Они блистают на сценах лучших театров страны. Однажды огромной любовью к искусству их заразила педагог-балетмейстер Елена Тимофеева, на малой родине, в Ельце.
Декабрь — время «Щелкунчика». Музыка Чайковского из знаменитого спектакля давно стала символом новогодних и рождественских праздников. Когда на улице падает хлопьями снег и город зажигается сотнями огней, в голове звучит музыка — красивая, таинственная.
Когда-то эта музыка вдохновила юную ельчанку Елену Тимофееву на занятия хореографией.
— Наверное, как и все девочки, сначала я влюбилась в красивый антураж, костюмы, пачки, пуанты, — вспоминает она. — В моём детстве и молодости по телевизору часто показывали культурные программы — оперы, балеты, музыкальные фильмы, спектакли. Родители вывозили нас на драматические спектакли и в оперные театры. Я дышала этим воздухом, наполненным культурой.
Окончив хореографическое отделение факультета искусств Высшей школы профсоюзов в Ленинграде, Елена вернулась в Елец. Конечно, ей хотелось познакомить родной город со своим любимым видом академического искусства — балетом. И город откликнулся. Интерес проявили дети, отозвались и родители. Желающих прикоснуться к высокому в детской школе искусств имени Любови Соколовой было много. Так её увлекла педагогика.
Труд шахтёра
— Для меня главное — научить ребёнка учиться, — утверждает Елена Тимофеева. — Не дрессировать, а помочь полюбить этот интенсивный процесс. Профессиональное искусство априори сложно, требует серьёзной подготовки. Чем отличаются все эти новомодные кружки в самодеятельности? Быстрым результатом. Раз — и пляшем. В классической хореографии так быстро не затанцуешь, нужны годы методической работы, во многом рутинной. Бесконечное повторение упражнений, оттачивание техники. Это как фортепианные гаммы. Зато ребёнок, полюбивший учиться, растворяется в творчестве.
Она старается пробудить в учениках интерес к культуре. Через музыкальную литературу, фильмы, спектакли. Ездит с ними в театры на балетные постановки.
Балет не только воспитывает тело, но и гармонизирует душу. В этом за годы работы убедилась Елена Тимофеева. Даже если её ученики не связывают профессию с искусством, они всё равно отличаются богатым внутренним миром, умением сопротивляться трудностям и даже в самых сложных ситуациях не терять интерес к жизни.
— В маленьких городах сложно набрать детей на академические виды искусств, — откровенно говорит педагог. — Многие предпочитают поверхностные любительские. Не буду кривить душой, у нас уже нет такого строгого отбора, как раньше. Берём всех. До финала доходят, конечно, самые сильные. Зачастую этот тернистый путь выстрадан болью и слезами. И опухшими и стёртыми ногами тоже. Балетную хореографию выбирают те, кто действительно в ней заинтересован. Это связка «педагог-родитель-ребёнок».
Работу артиста балета всерьёз сравнивают с изнурительным трудом шахтёра. Терпение нужно не только детям, но и родителям. Кто-то ¬не выдерживает, сам сходит с дистанции, кому-то советуют уйти преподаватели. Естественный отбор.
— Роль играет не только выносливость, но и, конечно, любовь к делу. Если ребёнок всей душой полюбит балет, ему будет легче преодолевать трудности, — уверяет Елена Тимофеева. — Пройти этот нелёгкий путь, безусловно, стоит. Это очень наполненная жизнь. Любовь, трудолюбие. Есть в балете и ещё один, тоже немаловажный, критерий — физические данные. Наибольших высот добиваются ученики астенического телосложения. Длинные руки и ноги, изящная шея, высокий подъём стопы, гибкость, музыкальный слух — лишь немногие из длинного списка критериев. Важна не только техника, но и артистизм, умение воплотить образ на сцене. Иначе это просто гимнастика.
Звёздная галерея
Большое значение имеет и харизма педагога, его авторитет и энергия. Елена Тимофеева берёт ответственность за своих воспитанников и ведёт за собой. И они доверяют ей.
Человек очень скромный, она не любит рассказывать о себе.
— Я — это мои ученики, — говорит педагог.
Многие её воспитанники поступают в профессиональные учебные заведения экстра-класса, что для периферийных школ искусств очень редкое явление. Танцуют в лучших театрах оперы и балета — Большом, Мариинском, Михайловском, Немировича-¬Данченко. О своих знаменитых выпускниках Елена Ивановна говорит с гордостью и особенным теплом. Спустя годы они поддерживают отношения. Достигшие больших высот артисты с благодарностью вспоминают ту, которая когда-то открыла им такой непростой, но такой захватывающий мир балета. Есть у неё большая мечта — пригласить однажды звёздных учеников и показать ельчанам концерт. Это будет грандиозное событие.
Воспитанники Елены Тимофеевой — лауреаты престижных международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Им не раз аплодировала Европа. Юные балерины неоднократно бывали на профильных сменах в «Сириусе». В прошлом году ученица Тимофеевой Елизавета Аполинариева прошла отбор в хореографический проект «Большие и маленькие» на канале «Россия. Культура». Съёмки проходили на «Мосфильме», а в жюри звёзды российского балета.
— Это вершина хореографических конкурсов. Попасть туда — уже победа, — говорит Елена Тимофеева. — Но вообще к конкурсам отношусь избирательно. Зачастую состязания превращаются в бизнес. Преподавателям звонят зазывалы: «Приезжайте, обязательно будут медали, денежные призы». Стараюсь такие конкурсы избегать. Не вижу в них ничего, кроме развращения детской души. Все хотят получить только Гран-при и первое место, но настоящей работы в этом нет. Ни профессионального роста, ни воспитательной функции. Просто возможность куда-то выехать и пообщаться с другими.
Помочь раскрыться
В этом году Елена Тимофеева вновь набрала малышей. Девочки уже успели понять, что балет — это не только красивые костюмы, но и долгие часы тренировок у станка в хореографическом зале. Многие уже прониклись атмосферой высокого искусства. Держат осанку, старательно тянут носок, становятся в позиции. Названия всех упражнений — только на французском, международном языке танца.
Занятия проходят с концертмейстером, обязательно под живой аккомпанемент. Хореограф постоянно в движении, чтобы без внимания не остался ни один ученик. Только так можно указать на ошибки и мельчайшие погрешности.
Классическая хореография — не просто набор движений, их нужно оживить, вложить эмоции и чувства. Педагог интуитивно чувствует, какой репертуар подходит исполнителю по возрасту, и помогает раскрыться. Одним ближе лирика, другим что-то более импульсивное. Только когда в танце сильные чувства, он завораживает пластической выразительностью. В школе есть специальный предмет — «сценическая практика», где разучивают творческие номера. Исполняют классические произведения, детскую хореографию, танцы народов мира, разыгрывают жанровые сценки.
— Как и в общеобразовательной школе, мы работаем по программе, — объясняет хореограф. — От простого к сложному. Каждому возрасту соответствует свой уровень. Какой балет может быть в семь-восемь лет? Кармен и Эсмеральду даже в десять лет танцевать нельзя. Маленьким категорически запрещено подниматься на пуанты. Всему своё время. Пуанты в сценической практике появляются не раньше 11-12 лет.
Балет и воспитанники — главная танцевальная партия Елены Тимофеевой. Жалеет ли она о своём выборе? Не думаю. За неё говорят ученики. Она остаётся в тени их славы, но её собственная величина при этом не меркнет. В грамотных руках прорастают таланты.
— Работаю, чтобы дети так же, как и я полюбили искусство, чтобы открыть им дорогу, наполнить их жизнь, — задумчиво говорит она.
От себя только добавлю: педагог балета — это призвание. Однажды она услышала в себе в этот внутренний зов и откликнулась на него. Результаты потрясающие. Елецкую школу знают и ценят в балетном мире. Это ли не победа?
Текст Ольга ЖУРАВЛЁВА
Фото Анастасия ПЧЕЛОВА
Комментарии