Ельчанин Валентин Кононыхин с детства живёт в старинном доме с ажурными наличниками, которому больше 100 лет. Своё родовое гнездо он бережёт от нашествия цивилизации: не портит фасад здания антеннами и не покрывает его сайдингом. Лишь изредка сам реставрирует кружевной карниз. Валентин Иванович хочет, чтобы историческая постройка досталась потомкам в первозданном виде. Её даже увековечили в художественном фильме «Поединок» по повести Куприна.
Этот дом стоит в нескольких кварталах от Вознесенского собора на улице Профсоюзной. Его фасад — деревянный, с шестью большими окнами, украшенными наличниками из сосны. Впечатляет карниз здания, выполненный в виде ажурной «ленты» под крышей, под ним — элементы декора. В доме есть цокольный этаж, сделанный из кирпича. Там расположена кухня, в которой есть русская печь. Рядом – помещение для прислуги. Всего в доме 5 комнат, потолки в которых — 3,5 метра. Это уникальное здание сохранилось в том виде, как было построено в 1913 году.
Свидетель счастья
Валентин Иванович встречает нас у калитки в старых валенках. Провожает на террасу с большими окнами, украшенными рейками. Она тоже здесь появилась больше 100 лет назад. Правда, хозяин дома её постоянно подделывает. Недавно деревянные сваи, на которых она держалась, заменил на кирпичные. В свои 96 лет Кононыхин сам следит за домом.
— На цокольном этаже у меня есть мастерская с деревообрабатывающим станком. На нём я вытачиваю детали для реставрации. Недавно заменил несколько фрагментов на карнизе дома. Стараюсь, чтобы он не разрушался, — поясняет Кононыхин.
Для Валентина Ивановича дом на Профсоюзной – не только историческая постройка, но и свидетель его семейного счастья. Здесь в разных комнатах в своё время жили его родители, брат, он с семьёй, сам владелец дома, а ещё соседка, которая купила у хозяина после войны комнату. Она прожила с семьёй Кононыхиных 40 лет. Общались, дружили, по сути, многоквартирное здание было коммунальной квартирой. А в 80-х годах прошлого века Кононыхин стал единственным владельцем дома с наличниками. Он бережно хранит его историю и даже написал для своих детей и внуков мемуары о старинном доме, где жила большая семья.
— Его построил елецкий банковский служащий. В 1913 году здание для города считалось новаторским. Внутри находились два туалета и роскошная ванна. Особняк отапливался тремя печами. Водопровода не было, но воду привозили к дому и насосом перекачивали в бак на крыше, оттуда она стекала по трубам. В 1928 году мой отец снял в этом доме на цокольном этаже кухню, куда перевёз из села Талица мою маму и двух братьев, — рассказывает пенсионер.
Отец Кононыхина, Иван Петрович, был легендарной личностью: он воевал в Первую мировую войну на территории Польши и вернулся с фронта награждённым четырьмя Георгиевскими крестами. Всю жизнь он имел коммерческую жилку. Во времена НЭПа Иван Петрович взял в аренду плодовые сады и успешно продавал яблоки. А когда стал жильцом необычного дома, то выкупил у хозяина сарай, где разводил поросят, и реализовывал мясо. До Великой Отечественной войны Кононыхины уже владели двумя комнатами в доме.
Приходили фашисты
— В день наступления немцев на Елец, это было 4 декабря 1941 года, я с ребятишками катался на ледяной горке. Мы слышали оружейные выстрелы, но это нас не остановило – все продолжали резвиться. Потом уже немцы стреляли из пулемётов, тогда только напуганные родители забрали нас с улицы. Наша семья в страхе провела ночь на цокольном этаже дома. Утром я увидел, что напротив нас стоят две пушки. Я хотел подойти к ним, разглядеть оружие, но тут вышли два немца. В голубых шинелях и пилотках. За спиной у них были автоматы со штыками, — вспоминает Валентин Иванович.
Фашисты несколько раз приходили в их дом. Сначала они увидели брата Валентина Ивановича, который не успел переодеться и был в красноармейских штанах и свитере. Юношу тогда спасла шевелюра на голове. В то время всех советских солдат брили налысо, а он был с волосами. Немцы его не тронули. На следующий день к дому подъехала вражеская санитарная машина. Фашисты осмотрели помещение и организовали в нём перевязочный пункт. Правда, ни одного раненого за время боёв сюда не поступило.
— Когда началась война, мне было 13 лет. Помню эти дни отчаяния и ужаса, но немцев из Ельца быстро изгнали. В городе стало относительно спокойно, и мы вновь отправились учиться в школу. Зимой в классе было настолько холодно, что дети топили буржуйку. А если вытирали тряпкой доску, мокрые следы от неё покрывались льдом. В 1942 году в нашей школе прошли реформы: мальчики и девочки стали учиться раздельно. Но мы часто устраивали вечера с танцами, где встречались с нашими подругами, — вспоминает собеседник.
Валентин Иванович хорошо учился и мечтал стать инженером. В 1946 году он поступил в Московский энергетический институт имени Молотова на факультет электрификации промпредприятий. Там же он получил военное образование: стал лейтенантом спецоборудования самолётов. Вот только вторая специальность не пригодилась ему в мирной жизни.
Студенческая жизнь была насыщенной и интересной. К тому же на четвёртом курсе института Валентин женился на своей школьной любви Римме. Они познакомились в Ельце на тех самых танцах и 56 лет не расставались.
Давка на похоронах
Валентин Иванович с любовью вспоминает Москву, правда, в 1953 году он чуть не погиб там, попав в давку на улице в день похорон Иосифа Сталина. В то время Кононыхин оказался в столице, приезжал в гости к родственнице супруги.
— Утром я вышел из поезда и слышу, как на Павелецком вокзале объявляют, что умер Сталин. В день, когда его хоронили, я оказался в центре Москвы и из любопытства хотел проститься с вождём. Видел, как толпы людей устремились в сторону Красной площади, я оказался среди них. В какой-то момент понял, что началась настоящая давка. Меня со всех сторон прижимали. К счастью, увидел оградительные сооружения и стал боком, шаг за шагом, пробираться к ним. Перепрыгнул через ограждения, и это меня спасло: там уже народа было меньше. В тот день в давке погибли десятки граждан, — рассказывает долгожитель.
После института Кононыхин вернулся в родной Елец и устроился на элементный завод. Он проработал там 44 года инженером-конструктором: делал испытательное оборудование для специзделий, которые изготавливали на предприятии. В советское время завод выпускал большие батареи для ракет средней дальности, Валентин Иванович их испытывал.
За время работы в конструкторском бюро Кононыхин получил 3 авторских свидетельства на изобретения.
Валентин Иванович всегда был лидером и трудоголиком, но всё свободное время посвящал семье и дому с ажурным карнизом. Римма Григорьевна тоже любила свою работу: она окончила химико-технологический институт и 20 лет трудилась на Елецком мясокомбинате. Сначала инженером-технологом, потом директором предприятия. Но семью они всегда считали самым дорогим подарком судьбы.
— Мы оба относились к породе людей-«неразлучников». У нас родилось двое прекрасных сыновей, которые тоже стали инженерами. Любили проводить время с детьми. Тогда мы не знали, что такое унывать. Всегда были житейские дела: почитать сказки детям, научить их плавать в реке. Что такое семейные ценности, не задумывались. Просто любили жить легко и радостно. Я могу сказать, что мы — счастливые люди. В нашей жизни не было особенных драматичных событий. Работали, заботились друг о друге, — рассказывает наш собеседник.
Риммы Григорьевны не стало, когда ей исполнилось 79 лет. Её портрет и фотографии отца и матери висят над кроватью Валентина Ивановича. В этой же комнате стоит старинный резной буфет. Мало что изменилось с того времени, как в доме звучали детские голоса его сыновей. Сейчас им уже по 70 с лишним лет. У Кононыхина трое внуков и столько же правнуков.
Звезда экрана
Внутри комнат Кононыхины тоже берегут атмосферу своего необычного дома. В зале сохранена лепнина вокруг люстры и вдоль потолка. Владельцы не заменили окна на пластиковые, они аутентичные, даже сохранились металлические шпингалеты начала XX века. На Пасху стёкла моют тряпкой, надетой на швабру, так удобнее их, двухметровые, достать. Вид из окон – удивительный: Вознесенский собор и старые домики напротив. Такое архитектурное чудо не могли не заметить режиссёры, снимавшие художественный фильм «Поединок». Они любезно попросили Кононыхиных предоставить их дом для съёмок на 3 дня.
— Своих декораций съёмочная группа не привозила. Снимали то, что внутри дома. Я не наблюдал их работу. Помню только, что москвичи имитировали дождь на улице. Заливали окна водой. Мне приятно, что наш дом стал архитектурной звездой киноэкрана, — с улыбкой говорит ельчанин.
Валентин Иванович в свои почтенные годы не теряет интереса к жизни. Уверен, что секрет долголетия — в физическом и умственном труде. В молодые годы он был крепким мужчиной: во дворе дома у него стоял турник, на котором инженер каждый день занимался. В семье Кононыхиных любят читать. В шкафах хранятся книги и специализированные журналы. Валентин выписывал журнал «Электричество», а Римма изучала передовой опыт, описанный в издании «Мясная индустрия». Сейчас Кононыхин много размышляет над устройством государства и верит: Россия с её человеческим потенциалом обязательно преодолеет любые трудности. А ещё он надеется, что дом, в котором было столько счастья, останется родовым гнездом для его потомков.
Денис Ляпин, доктор исторических наук:
— Старинный дом на улице Профсоюзной не похож ни на одно жилое здание в Ельце. Аналогов ему нет. Он отличается прежде всего своей необычной архитектурой. На доме интересная подъёмная, высокая крыша, в ней есть что-то восточное. Здание построено в стиле русского модерна, который был в моде в начале XX века. Интересна конструкция дома, сделанная для своего времени: он оснащён двумя туалетами, есть свой водопровод. В здании два входа – парадный и чёрный. В доме 5 комнат, среди них есть кабинеты и зал для гостей. Это здание принадлежало банковскому служащему Баранову. Он был небогатый человек, но, видимо, у него хранились сбережения для строительства такого дома. Советская власть банковского сотрудника не репрессировала. После войны он уехал жить к своему сыну под Ленинград.
Автор текста: Дарья Шпакова («Липецкая газета»)
Фото Павла Острякова и из архива Валентина Кононыхина
Комментарии