День 14 сентября в православных церковных календарях носит малопонятное название — начало индикта. Мы готовы праздновать и Новый год, и 1-е января, и 14-е и не прочь присоединиться к новогодним праздникам по любому другому календарю, и плохо понимаем, почему Русская Церковь упорно продолжает отсчитывать год с 14 сентября (1 сентября по старому стилю) и именно в этот день начинает новый богослужебный круг главных, двунадесятых церковных праздников.
Индикт — слово латинское, означающее просто «налог, назначение». Индиктион — 15-летний налоговый цикл, после которого делалась переоценка имений — ввел в Римской империи в I веке до Рождества Христова император Октавиан Август. В христианский календарь это слово попало, когда в империи были введены так называемые индикты Константина Великого — новая календарная система, берущая начало с 312 года. А праздник новолетия был установлен в 325 году в Никее I Вселенским Собором.
Юлий Цезарь vs. папа Григорий XIII
Правда, в Византии церковный год не всегда начинался 1 сентября: был индикт императорский — с 25 сентября, был римский — с 1 января, было и мартовское летосчисление — с 1 или 25 марта (день Благовещения).
Почему же Православная Церковь так держится за юлианский календарь, живет по «старому стилю»? Ведь Юлий Цезарь, который ввел его в 45 году до Рождества Христова, просто взял за основу календарь египтян. Чем он лучше того, который в 1582 году ввел папа Григорий XIII?
«Новый стиль», отвергнутый Коперником
Принципиальная разница тут, конечно, не в 13 днях. Юлианский календарь ориентирован на движение Солнца относительно звезд, григорианский — на положение Солнца относительно Земли, иными словами, юлианский календарь ориентирован на небо, а григорианский — на землю. Кстати, Коперник, будучи католическим монахом, не счел григорианский календарь более точным, чем юлианский, и его не признал.
А кроме того, на I Вселенском Соборе именно по юлианскому календарю, по которому жила тогда Римская империя, была составлена пасхалия, которой Православная Церковь пользуется до сих пор: по ней православная Пасха всегда бывает после иудейской и никогда с ней не совпадает — в отличие от Пасхи по григорианскому календарю, а по церковным канонам, утвержденным до разделения Церкви, запрещено праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше них.
На Руси гражданский новый год до XV века начинался в марте — с 1 марта отсчитывали года все древние летописцы, включая Нестора. Но церковное новолетие начали торжественно отмечать 1 сентября еще в XIII веке. Когда же христианское мироощущение практически полностью вытеснило прежнее, языческое, гражданский Новый год тоже стали праздновать 1 сентября, и эта традиция продержалась больше 200 лет.
В последний раз торжественный чин «летопроводства» был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра I: на Соборной площади московского Кремля он, сидя на троне в старорусском царском облачении, принимал Патриаршее благословение и поздравлял народ с новым годом, которому, по воле императора, суждено было продлиться всего 4 месяца. Новый, 1700 год встретили уже 1 января. Правда, церковное торжество ограничилось просто молебном после литургии.
А в 1918 году большевики волевым решением ввели в стране григорианский календарь (в каком-то смысле в календарной реформе они обошли самого Петра Великого: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля). Почему-то всякий раз политическая сила, стремящаяся установить принципиально новый порядок жизни, вспоминает о календаре, чтобы либо его изменить, либо приспособить к своему мировоззрению.
Важен он и для Церкви, ведь если задача религии — связывать все стороны жизни в единое целое, то церковный календарь — икона, развернутая во времени, непрерывное молитвословие и богослужение, связывающее человека с миром и Богом.
Комментарии