МОСКВА, 3 ноября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного к Дню народного единства.
Точное название праздника Дня народного единства в ходе опроса смогли вспомнить 12% респондентов (при ответе на вопрос без подсказок), однако в целом о том, что он связан с темой единства сказали 30%. В самой молодой возрастной группе (22% среди 18-24-летних), среди высокообразованных (21%), а также в столичных городах (17%) уровень знания выше, чем в среднем по выборке.
День народного единства за годы, прошедшие с момента утверждения праздника (2005 г.), завоевал признание заметной части общества: 36% россиян признались, что в этот день испытывают особые чувства, задумываются о прошлом и будущем страны (43% среди опрошенных в возрасте 60 лет и старше, 45% среди жителей сёл). В то же время почти половина граждан (48%) воспринимает этот день скорее как обычный выходной (60% среди москвичей и петербуржцев, 59% среди 35-44-летних). Значимость таких праздников, как День народного единства, День России признают более трёх четвертей россиян (79%).
Как показал последний опрос, ощущение народного единства сегодня есть более чем у половины граждан (54% в 2017 г. – с 44% в 2016 г.) молодёжь от 18 до 24 лет говорит об этом существенно чаще (63%). Обратного мнения придерживаются 40% россиян. Приверженцы первой точки зрения говорят о мирном сосуществовании разных национальных и этнических групп (18%), особенностях русского менталитета и культуры (10%), а также о сплочении народа в трудные минуты (10%), взаимопомощи (9%) и т.д. Те, кто не чувствует единения народа, чаще всего указывают на озабоченность людей собственными интересами (23%), низкий уровень жизни, социальное расслоение (19%). Интересно, что многонациональность общества одни (18%) относят к категории социальных скреп, другие, напротив, - к разъединяющим факторам (12%).
Данные исследования комментирует руководитель департамента исследований ВЦИОМ Степан Львов:
«В этом опросе мы обнаруживаем некий парадокс. Граждане признают безусловную важность государственных праздников для идеологии, патриотического воспитания. Но когда речь заходит о личном участии, респонденты рассматривают их как дополнительный день отдыха, времяпровождения в кругу семьи, а не как сеанс приобщения к истории и духу патриотизма. И действительно, необязательно всем выходить на праздничные шествия и митинги, ходить на парады и народные гуляния. Наши многолетние исследования показывают, что семья, здоровье и дети – это те факторы, которые обеспечивают счастье россиян. И не только счастье, но и чувство уверенности, стабильности. Так что государственные праздники укрепляют семью, а значит – укрепляют Россию».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» 19-21 октября 2017 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объёмом 1 800 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Комментарии