МОСКВА, 22 июня 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, приуроченного к годовщине начала Великой Отечественной войны (Дню памяти и скорби).
Точную дату начала Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) могут назвать 69% взрослых россиян,однако наблюдается более чем существенная разница в ответах молодого, зрелого и старшего поколения: если в группе 18-24-летних верный ответ дают только 40%, то среди 45-59-летних – 83%.
Около трети наших сограждан (35%) сегодня могут вспомнить рассказы близких-участников войны, еще 55% знают, что родственники воевали, но не в курсе подробностей, либо слышали только, что те погибли/пропали без вести в годы Великой Отечественной.
В последние несколько лет внимание россиян к теме Великой Отечественной войны заметно усилилось: так, о встречах с ветеранами сообщили 45% опрошенных (в 2014 г. – 35%), о посещении мест боевой славы, музеев, посвящённых войне, - 61% (против 30% в 2014 г.), захоронений погибших воинов – 51% (против 28%). Подавляющее большинство граждан смотрели фильмы о войне (88%), при этом востребованность тематической литературы в разы ниже: в течение года соответствующие книги прочли 23% респондентов, причём с 2014 г. эта доля снизилась (с 30%).
В День памяти и скорби около половины наших сограждан так или иначе вспоминают о подвиге народа и жертвах войны. Чаще всего поминают воевавших близких, посещают кладбища (18%) и мемориалы, памятные места, связанные с войной (16%).
Данные исследования комментирует старший аналитик ВЦИОМ Иван Леконцев:
«Для молодых поколений россиян Великая Отечественная война – событие далёкого прошлого. Славное, героическое деяние предков, не имеющее отношения к нынешней жизни. Может именно поэтому молодёжь так часто не помнит дату начала ВОВ и в целом плохо понимает, где зыбкая граница между Великой Отечественной и Второй мировой, и почему у одной войны два названия. Уходят из жизни родственники-ветераны, которые могли поделиться своими личными воспоминаниями, а книги, которые заботливо такие воспоминания хранят, не пользуются большой популярностью. Кино на тему Великой Отечественной, столь часто создаваемое в последние годы, может дать яркое эмоциональное впечатление, но не подлинное понимание происходившего в масштабах всей страны, т.к. неизбежно концентрируется на отдельных событиях. Большего от него требовать и нельзя. Таков неизбежный жизненный цикл любого яркого исторического события. Случившееся становится историей, история превращается в миф, миф переходит в легенду».
Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведён 18-19 июня 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса – телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объёмом 2 000 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. В 2004-2014 гг. были проведены квартирные опросы.
Комментарии