Интервью Липецкого прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области старшего советника юстиции Мещерина Сергея Владимировича на тему: «О роли Липецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в борьбе с коррупционными проявлениями»
Вопрос: Сергей Владимирович, в преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, охарактеризуйте основные направления деятельности Липецкой прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в раках проводимой в нашем государстве борьбе с коррупционными проявлениями.
Ответ: В последние годы тема противодействия коррупции находится в самом центре общественного внимания и не сходит с повестки дня всех госструктур, не исключение и Липецкая прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области. Особый статус проводимой на данном направлении работы придают международные обязательства Российской Федерации, принятые в 2003 году нашим государством в связи с подписанием Конвенция ООН против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.2003). Текст данной Конвенции был открыт Генеральной Ассамблеей ООН для подписания государствами 9 декабря, именно поэтому ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.
Принимая во внимание значимость данной работы спецпрокуратура на постоянной основе осуществляет надзор за соблюдением требований законодательства о противодействии коррупции в поднадзорных исправительных учреждениях региона. При этом вектор надзорной деятельности задается Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации.
В частности, в поле зрения спецпрокуратуры находятся вопросы поступления и прохождения гражданами государственной службы в уголовно-исполнительной системе региона, а также их последующее трудоустройство после увольнения с данного вида службы. На особом контроле стоят вопросы противодействия коррупционным правлениям в деятельности должностных лиц администраций исправительных учреждений региона, в том числе при подготовке материалов в суды региона об условно-досрочном освобождении от наказания в виде лишения свободы и замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания. Особое внимание спецпрокуратуры направлено на предупреждение коррупции при размещении администрациями исправительных учреждений заказов для нужд уголовно-исполнительной системы региона.
Вопрос: Сергей Владимирович, в чем заключается специфика реализации задач противодействия коррупции в возглавляемой Вами прокуратуре в отличии от задач, поставленных перед государственными и правоохранительными органами.
Ответ: Существенных отличий в надзорной деятельности спецпрокуратуры на данном направлении работы нет, за исключением отсутствия полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и участия в судебных заседаниях по уголовным делам коррупционной направленности. В остальной работе спецпрокуратура реализует весь комплекс надзорных полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Вопрос: Сергей Владимирович, расскажите о достигнутых возглавляемой Вами прокуратурой результатах при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Ответ: На постоянной основе спецпрокуратурой обеспечен надзор за соблюдением государственными служащими исправительных учреждений региона установленной ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанности предоставлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи. Для проверки таких сведений спецпрокуратурой используются региональные информационные базы данных УГИБДД УМВД России по Липецкой области, Государственной инспекции по маломерным судам, ГУ МЧС России по Липецкой области, инспекции Гостехнадзора Липецкой области и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Липецкой области. Проведенные проверки позволили установить в текущем году 17 случаев несоблюдения госслужащими уголовно-исполнительной системы региона вышеуказанных требований законодательства о противодействии коррупции, выразившихся в недекларировании объектов недвижимого имущества, а также полученных доходов, допускались случаи сообщения недостоверных сведений о площади имеющегося имущества. Выявленные нарушения явились основаниям для принятия мер прокурорского реагирования и последовавшего привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Наряду с этим спецпрокуратурой на постоянной основе проводится мониторинг исполнения работодателями региона установленных ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ обязательств уведомлять руководство УФСИН России по Липецкой области о заключении с бывшими государственными служащими уголовно-исполнительной системы региона трудовых договоров. Выявленные факты установленной обязанности повлекли привлечение ответственных должностных лиц к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
Вопрос: Сергей Владимирович, скажите, а какая работа проводится в целях изобличения коррумпированных сотрудников уголовно-исполнительной системы региона.
Ответ: Такая работа ведется на постоянной основе оперативными подразделениями региона, в том числе ведомственным подразделением собственной безопасности. В силу ее специфики раскрыть содержание данной работы общественности не представляется возможным. Скажу лишь, что результатом проделанной на данном направлении работы явилось изобличение в истекшем периоде текущего года четырех коррумпированных должностных лиц исправительных учреждений региона, и как следствие их привлечение к уголовной ответственности.
Вопрос: Сергей Владимирович, выявлялись ли возглавляемой Вами спецпрокуратурой факты коррупции при размещении государственных заказов?
Ответ: Существующая в настоящее время система электронного размещения заказов существенно снизила коррупционные риски. Вместе с тем заказчикам предоставлено право заключать договоры на сумму до ста тысяч рублей с единственным поставщиком без проведения конкурсных процедур. При этом объем таких закупок не должен превышать 5% от совокупного годового объема закупок заказчика. Именно эту сферу заказов, как наиболее подверженную коррупционным проявлениям, изучает спецпрокуратура. В частности, в ходе надзорной деятельности был выявлен ряд случаев «дробления заказов» в целях ухода от их размещения конкурентными способами. Также установлены неединичные превышения установленных лимитов для заключения договоров с единственными поставщиками. В то же время фактов коррупции, то есть действий государственных служащих при размещении заказов в целях извлечения выгоды для себя или третьих лиц выявлено не было, что свидетельствовало о допущенных фактах нарушения служебной дисциплины. По всем выявленным нарушениям прокуратурой приняты меры реагирования, повлекшие привлечение виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Комментарии