Впереди у россиян – важнейшее событие: всенародное голосование по поправкам в Конституцию. Как известно, первоначально предполагалось внести их немного и прежде всего по изменению формулировки пребывания на посту Президента России в ее нынешней редакции «не более двух сроков подряд», оставив лишь «не более двух сроков». Но в процессе обсуждения число предлагаемых поправок возросло до нескольких сотен. Обсудить их все на нашем портале невозможно, и потому мы выбрали лишь одну из них, внесенную Председателем Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) Михаилом ШМАКОВЫМ. Она касается практически каждого человека нашей страны: необходимости ежегодной индексации заработной платы, гарантируя её размер на уровне не менее величины прожиточного уровня трудоспособного населения.
Что сказать по этому поводу? Удивительно, но факт: очень долго в нашей счастливой стране минимальный уровень оплаты труда был настолько мал, что не достигал даже прожиточного уровня. При всеобщей негласной критике подобной практики власть с этим мирилась, о чем красноречивее всех высказался некогда Дмитрий Медведев: «Денег нет, но вы держитесь!» Практически к этому же призывали и профсоюзы, которые по своему статусу защитников людей труда должны были первыми потребовать от государства установить в России, обладающей несметными природными ресурсами, достойную оплату труда, пусть несколько меньшую, чем в западных странах, где производительность труда в полтора-два раза выше, но все же…
И вроде иногда такой говорок с их стороны раздавался. Именно говорок, на который правительство слабо реагировало, если реагировало вообще. А пошло на такую меру с 2019 года, когда минимальную оплату в 11280 рублей сравнило с величиной прожиточного минимума. В этом году тенденция к уравниванию с ним минималки (она сейчас равняется 12130 рублей) продолжается. Произошло это, однако, не по требованию профсоюзов, а по назревшей необходимости хоть как-то компенсировать снижение реальных доходов населения, произошедшего в годы антироссийских санкций со стороны Евросоюза и США.
Теперь наши вроде бы независимые профсоюзы предлагают эту норму закрепить в Конституции. Вероятно, это будет сделано. Вот даже Владимир Путин в ходе встреч с членами рабочей группы по подготовке предложений по изменению Конституции идею Шмакова одобрил. Может быть, эту норму озвучат не в Конституции, а в каком-то Законе на тот или иной период времени: не исключено, что в не столь отдаленном будущем минималка сможет соответствовать более внушительному размеру оплаты труда, чем прожиточный уровень.
Последний, кстати, сейчас мало кого удовлетворяет. Недаром на встречах Владимира Путин а с простым народом ему не раз задавали вопрос, как прожить на десять тысяч рублей и даже меньший размер зарплаты или пенсии. И он в таких случаях всегда заявлял, что государство не оставит это без изменений: зарплата, а значит, пенсии, и другие социальные выплаты будут индексироваться в сторону повышения.
Но это позиция государственных органов. А вот какова роль в этом у наших профсоюзов, выступающих в развитых странах основным двигателем повышения уровня жизни населения?
К сожалению, у нас они традиционно, начиная с ранней советской поры, играют не слишком серьезную роль вспомогательного инструмента экономических и общественных отношений. Казалось бы, при смене общественно-политической системы в начале девяностых их роль должна была существенно возрасти: частный капитал к этому подталкивал. Однако в России, по сути, произошло все наоборот. Одиночные профсоюзы, провозгласив свою независимость от государственных органов, всплеска авторитета в обществе, однако, не заимели, пожалуй, даже утратили значительную часть имевшегося. Не помогло и объединение их в начале девяностых в Федерацию Независимых Профсоюзов. О существовании таковой (знаю как журналист печатных СМИ и Интернета), известно не всем российским жителям, даже тем, кто платит профсоюзные взносы, не получая за это никакой уверенности в завтрашнем дне.
Наверное, во многом это идет от фигуры бессменного руководителя ФНПР М.В. Шмакова. Он возглавляет ее с момента основания в 1993 году по сегодняшний день, переизбираясь на этот пост в 1996, 2001, 2006, 2011, 2016 и в 2019. Такое постоянство при выборе руководителя ФНПР не случайно. Михаил Викторович, окончив в 1972 году Высшее техническое училище имени Баумана и поработав 14 лет на разных должностях в «военке», был избран в 1986 году председателем Московского городского комитета профсоюза рабочих и инженеров оборонной промышленности. А в 1988-1990 годы он возглавлял бюро ЦК этого самого крепкого и многочисленного Всероссийского профсоюза, обеспечивающего для своих членов пусть не благоденствие, но относительно неплохое по сравнению с другими отраслями народного хозяйства России существование. Что очень важно, этот профсоюз играет основную роль в ФНПР до сих пор, обеспечивая Михаилу Шмакову не только устойчивость на его нынешней основной должности, но членство и председательство в десятках различных отечественных, а также в международных общественных и академических организаций.
Казалось бы, этому только радоваться людям труда в России. Они же, как мы знаем, своей зарплатой в 12-35 тысяч в провинции и в 40-60 тысяч в Москве не очень-то удовлетворены. И потому, как мне кажется, им хотелось бы видеть во главе ФНПР отнюдь не семидесятилетнего руководителя, очень долго примирительно относившегося к неэффективному правительству вынужденно ушедшего недавно в отставку Дмитрия Медведева, а более деятельную и молодую Фигуру, для которой борьба за интересы людей труда не просто формальный долг, а цель жизни. Только с таким руководителем Федерация независимых профсоюзов России сможет обеспечить действенный контроль за исполнением конституционных требований в сферах труда, экономики и социальных гарантий населению.
Так считает автор этих заметок. Но каждый россиянин, в частности, посетитель нашего портала, может иметь совершенно иное мнение. Пожалуйста, высказывайте, его!
Михаил_Трубицын
Михаил_Трубицын
Михаил_Трубицын